Я часто слышу эти слова. Я узнаю людей. Они помнят меня, своего врача. Все это хорошо и радует, но вопрос – насколько результативно наблюдение. Идея этого очерка возникла у меня недавно после приема нескольких семей с аналогичной проблемой. В каждой из них у ребенка падает зрение из-за прогрессирующей близорукости. К настоящему времени сложилась система научных методов торможения миопии, и, разумеется, всем нашим пациентам об этом подробно рассказывается. И что же?
Вот примерный «сценарий» не эффективного общения с пациентами, кстати, очень доверительного и теплого. Близорукость у детей возникла в возрасте 8-9 лет, тогда впервые и обратились в наш центр. Обычно после первичного обследования ребенку выписываются очки, рекомендуются дневные или ночные линзы, назначается медикаментозное и аппаратное лечение, обсуждается дата следующего визита через 3-4 месяца, максимум – через полгода. Но, и итоге, на повторный прием пациенты приходят только через 1,5 - 2 года, притом, что у нас в центре имеется система скидок.
Выясняется, что ребенок носит только очки, сначала не регулярно, потом постоянно, но последние полгода сильно в них прищуривается. О чем это говорит? Что произошло? За это время близорукость выросла, зрение ухудшилось, и ребенок полгода в очках плохо видел, а это фактор прогрессирования близорукости. Ничего не сделано, а главное – упущено время.
Наукой установлено, что близорукость резко прогрессирует за год до ее обнаружения и наиболее быстро на начальной стадии. Если изначально замедлить рост миопии на 33 %, частота развития миопии выше –5,00 диоптрий сократится на 73 %, если замедлить на 50 %, то – на 90 %. Таким образом, торможение миопии на начальной стадии предотвращает ее переход в высокую осложненную степень в будущем.
Так, давайте останавливать близорукость вместе! Есть эффективные методы контроля миопии, и они вам предлагаются. Нет, я слышу, мы подождем и посмотрим. На что? Как прогрессирует миопия у ребенка в активном периоде роста? Ведь близорукость тоже растет, и это необратимый процесс. Результат печален – врач вынужден усиливать очки каждые год-полтора. И все! Разве это можно назвать наблюдением?
Нельзя идти только по пути усиления очков. Надо пробовать новые методы, тормозящие близорукость, причем сразу по мере ее выявления. До -2,0 диоптрий близорукость, как правило, неосложненная, и, если удастся остановить процесс в этих пределах, то это хороший результат.
С уважением, Ирина Юрьевна.
Я часто слышу эти слова. Я узнаю людей. Они помнят меня, своего врача. Все это хорошо и радует, но вопрос – насколько результативно наблюдение.