Дома:
- Для максимального использования дневного освещения комната, в которой ребенок будет выполнять домашние задания, читать, проводить большую часть времени, должна выходить на южные, юго-восточные, восточные стороны горизонта. Не следует заставлять подоконники горшками с цветами и плотно завешивать окна.
- Недостаточное естественное освещение компенсируется искусственно. Рабочее освещение обеспечивается осветительными приборами, как по всему помещению, так и в отдельных местах. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности).
- Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
- Осветительные приборы следует располагать противоположно рабочей руке, т. е. если ребенок правша, то свет должен падать с левой стороны, если левша, то с правой. Это нужно для того, чтобы при письме тень от руки не падала на рабочее место. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.
- Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раза в год и заменять перегоревшие лампы, следить за чистотой окон, так как запыленные окна задерживают 30-40% световых лучей.
- Если Ваш ребенок работает за компьютером, следует помнить, что яркий свет затрудняет считывание показателей с экрана монитора, поэтому в солнечные дни рекомендуется закрывать окна светлыми шторами.
- Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 33 – 35 см (согнутая в локте рука должна доставать подбородок).
- Столы и парты должны быть маркированы по размерам, чтобы можно было рассаживать детей по росту. Книгу во время чтения лучше ставить на подставку, что обеспечивает правильную посадку и исключает наклон головы и развитие сколиоза.
- Необходимо чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультпаузами для глаз (после 15 мин чтения или письма закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть в покое 2 – 3 мин. Через следующие 15 мин делают упражнения для глаз: движения вверх, вниз, в сторону, тоже 2 – 3 мин; спустя 30 мин занятия - вновь физ-культпауза 10 мин или физическая работа по дому). Необходимо чаще быть на воздухе во внеучебное время и на переменах в школе.
В школе:
- Отражающие поверхности в классе следует окрашивать в светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы - в белый цвет, панели - в палевые тона, школьную мебель - в светло-серый цвет, школьную доску - в черный или темно-коричневый цвет (матовый).
- Мел должен быть хорошего качества, тексты, рисунки, наглядные пособия, которыми школьник пользуется при зрительной работе, - рельефными и отчетливыми. Бумага должна быть белой, качественной; чернила следует применять темные, неразведенные.
- Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 33 – 35 см (согнутая в локте рука должна доставать подбородок).
- Столы и парты должны быть маркированы по размерам, чтобы можно было рассаживать детей по росту. Книгу во время чтения лучше ставить на подставку, что обеспечивает правильную посадку и исключает наклон головы и развитие сколиоза.
- Необходимо чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультпаузами для глаз.
- Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.